Отбрасывая в сторону очередную книжонку с разноцветной обложкой и звучным, запоминающимся названием, которое почему-то забывается уже на следующий день, я беру в руки книгу ранее неизвестного мне Александра Плахотина, в надежде, что «уж он-то меня точно порадует».
Прочитав страниц двадцать, начинаю ловить себя на мысли: что-то здесь не так! Вот только что? Ну, конечно же, тролль! Повествование в романе идет от лица этого косолапого верзилы, и мне остается только удивляться либо эрудиции тролля, либо его неожиданной тупости. Простите, может, это не самое главное для многих, но когда главный герой, пользуясь сложными словесными конструкциями, повествует о нелегком вечере в трактире, а после признается, что не знает значение слова «балкон» или еще чего попроще, это уже, на мой взгляд, не один тролль, а два. Причем первый - с дипломом филолога, а второй – со справкой о неполном начальном образовании.
Впрочем, ближе к середине романа автору вроде бы удается слить оба образа воедино, хотя порой то тут, то там проскальзывают обидные – и для читателя, и для автора - ляпы.
С другой стороны, «Слово…» подкупает своей простотой. Штампы встречаются не реже и не чаще, чем требуется. Много авторских находок, порою весьма интересных, жизненных. Стиль хорош, хоть местами и излишне витиеват.
Я уже сказал о стиле и Главном Герое. Но ни слова о главном достоянии романа - юморе. О юморе, который в каждой букве, в каждом слове. О юморе, местами плоском, а местами и вовсе приторным… Но! – о юморе, которого в нашем, русском фэнтези так не хватает!
Шутки буквально засыпают читателя с ног до головы, словно из рога изобилия. Улыбка вряд ли сойдет с вашего лица, если вы приметесь за первый роман со всей надлежащей серьезностью!
Итак, подведя итог, можно сказать, что первая книга оставляет приятное впечатление. Весьма и весьма хорошее начало. Однако не скажу, что прямо таки не терпится добраться до продолжения. Просто – хорошая книга. Ни больше, ни меньше.
Однако тут на сцене появляется вторая серия «Хроник восьмой грани» (так именуется весь цикл о Луке-Висельнике) – «Тролль Ее Величества», и ваш покорный слуга, подсобрав денежек, покупает ее, читает и… рецензирует.
По-моему, говорить, что книга эта намного хуже или намного лучше предшественницы, будет вульгарно и неправильно: у «Тролля…» количество плюсов и минусов распределено примерно поровну. К числу достоинств можно отнести динамику сюжета, неплохую задумку с женитьбой Главного Героя (которая, к сожалению, так и не получила достойного окончания). Но детский лепет, который автор гордо именует «дворцовыми интригами», вызывает лишь легкую улыбку. Не думаю, что Александр Александрович (Плахотин – Прим. авт.) рассчитывал именно на такую реакцию со стороны читателей. Крови много больше, чем в первой части, и это не есть хорошо.
Единственное, что продолжение унаследовало от «Слова…» – это великолепные образы героев, которые выдержаны на протяжения всего цикла в одном и том же ключе, и… снова юмор: шутить автор явно умеет, и этот факт – как бальзам на душу ценителям хорошего юмора в фантастике.
Пожалуй, любителям «смешного» фэнтези есть повод для радости: на его тусклом небосклоне зажглась маленькая звездочка, которая, как мне кажется, в скором времени если и не вспыхнет ярче Солнца, то уж точно заставит запомнить свое имя – Александр Плахотин.